Как астраханские татары спасли Храм Святого Владимира

Как астраханские татары спасли Храм Святого Владимира

Великолепный храм-памятник, расположенный в Астрахани, который обязан идеей своего строительства 900-летнему юбилею крещения Руси, известен как Кафедральный храм равноапостольного Святого князя Владимира. Название объясняется тем, что вклад князя Владимира оценили равным делам первых апостолов, которые распространяли христианскую веру среди язычников. Сам великий князь, до принятия христианства, имел репутацию скорого на расправу, жесткого и даже жестокого человека, и страдал от  серьезных проблем со зрением, которые прошли после крещения.

Здание храма выстроено в соответствии с византийскими канонами архитектуры, однако в его конструкции можно отметить особенности, которые не присущи зданиям в византийском стиле. Это произошло благодаря тому, что первоначальный проект, разработанный победителями городского конкурса – гражданскими инженерами из Санкт-Петербурга, был дополнен местным архитектором : были достроены боковые алтари. В итоге был построен храм, высота купола которого доходит до 50 метров. 

Храм Святого Владимира

Местом строительства выбрали пустырь, расположенный на границе между татарской и русской слободами. Выбор был не случайным : предполагалось, что татары, наблюдая за происходящими служениями, проявят интерес к православной вере и захотят поближе познакомиться с религией своих соседей. Поскольку храм планировалось возвести в честь знаменательного для православной церкви события, освящение места для будущего сооружения произошло в 1888 году. Средства для строительства собирали, что называется, всем миром. Однако поступления были медленными, в небольших размерах, что существенно задержало строительные работы. В конечном итоге, они были начаты лишь через 7 лет, в 1895 году. 

В фундамент собора заложена мемориальная доска, на которой указаны обстоятельства его возведения. По оценке городского головы, на начальном этапе строительства было собрано каких-то 15 тысяч рублей. Это при том, что на весь необходимый объем работ требовалась сумма в 20 раз больше, т.е. 300 тысяч рублей. Проводимые работы контролировались местным архитектором П. Коржинским, эскизы внутреннего убранства были разработаны учеником известного русского художника, М. Нестерова, знаменитого своими полотнами на исторические и религиозные темы. В 1902 году, спустя 7 лет после начала строительства, здание собора было завершено. Его освящение, проведенное в честь 300-летия Астраханской епархии, почтил своим присутствием святой отец Иоанн Кронштадский. Прихожане верили, что его молитвы обладают удивительной исцеляющей силой.

Большую часть прихода составляли моряки и работники судоремонтных мастерских, которые даже стали именовать храм «морским собором». Старожилы города поговаривают, что крест на самом высоком куполе отлит из чугунного якоря, который украшен собственными массивными цепями.

Как защищали  Храм Св. Владимира

Задержки в строительстве были не единственным испытанием, выпавшим на долю данного собора. После февральской революции 1917 года, его стены чудом уцелели под натиском прямого артиллерийского огня, который вели из пушек моряки  Волжско-Каспийской военной флотилии в 1919 г. Зданию был причинен существенный урон, однако оно смогло выстоять, несмотря на частичное разрушение стен. Верующие приписывают это вмешательству сил свыше – якобы Божья Матерь, спустившись в самый опасный момент на купол, защищала храм в течение 3 дней.


Собор почитали не только православные жители города. Все астраханцы, независимо от вероисповедания, считали это сооружение главной городской святыней и достопримечательностью. Неудивительно, что, когда предпринимались попытки передать храм в чужие руки или причинить ему вред, они грудью вставали на его защиту. Особо стоит отметить события, когда собор был спасен благодаря вмешательству мусульман-татар.

Известно как минимум 2 случая с участием татар, которые помогли защитить храм от разрушения. Первый случай произошел в 1939 году, когда татары устроили сидячую забастовку вокруг храма. Поговаривают, что они даже отправили целую делегацию Калинину, чтобы заручиться его согласием на забастовку. Оказывается, в здании размещался их  склад для хранения рыбы (храм использовался вследствие закрытия в 1930 году советскими властями в качестве склада), поэтому они не хотели терять необходимое для них помещение.
Второй случай имел место в  60-е годы ХХ века, когда была предпринята попытка со стороны городских властей взорвать храм. Внутри храма была установлена взрывчатка в разных местах, успели даже привести рабочих для расчистки завалов после взрыва. Однако до этого дело не дошло.

Татары, образовав живое кольцо вокруг здания, держали оборону в течение трех дней подряд, денно и нощно не покидая прилегающей к собору территории . Разожженные  ими костры пылали все время, что татары находились рядом с храмом. Видя такой решительный настрой, городские власти сдались и решили отказаться от затеи снести сооружение.

В дальнейшем были попытки использовать здание храма не по назначению, даже осквернить его. Например, он несколько десятилетий использовался как автовокзал, причем на месте алтарей были установлены общественные туалеты. Попытки властей полностью избавиться от религиозного прошлого были безуспешны : говорили, что даже при многослойном закрашивании ликов святых они все равно проступали сквозь краску. Только в 1999 году храм был возвращен православной церкви,  в честь чего перед ним была установлена мемориальная доска с соответствующей надписью.

Вот так, благодаря единству городских жителей и желанию сберечь такое уникальное здание, был спасен от уничтожения один из самых знаменитых православных соборов в России.